Время кино. Наталья Суркова  

- 22 июня в основном конкурсе 26-го ММКФ участвует фильм Дмитрия Месхиева, который называется "Свои". Гость программы - Наталья Суркова, которая сыграла в фильме "Свои" одну из главных ролей, хотя главные роли там отданы мужчинам. Так, фильм-то мужской?

СУРКОВА:Да, мужской фильм. Там только две женские роли, которые по сценарию не так велики, но они выросли в полноценные работы, о которых можно серьезно говорить.

- В фильме еще играет Анна Михалкова, а Наталья Суркова, во-первых, это известная театральная актриса, можно сказать, Примадонна Молодежного театра Санкт-Петербурга. Буквально каждый человек знает ее по телесериалу Дмитрия Месхиева, которые называется "Линии судьбы". Там Наташа играла роль гадалка Жанны. Давайте начнем с этого сериала, а потом уже продолжим о фильме. Чем вам лично эта работа запомнилась.

СУРКОВА:Работа запомнилась всем, потому что Месхиев - режиссер совершенно удивительный. Я считаю, что он в нашем кино - один из лучших режиссеров, у которых огромный потенциал и которым сейчас нужно снимать и снимать. У него сейчас хороший возраст, когда уже набран опыт. Я очень часто вспоминаю эту работу, поскольку компания была удивительная, актеры были потрясающие. Сама группа, которая работает с Месхиевы, она настолько располагает к работе, что на площадке чувствуешь себя как дома, тебя ничто не напрягает. Поэтому вспоминать можно очень много эпизодов. Прошло уже много времени, а подростки в Питере бегают за мной и просят погадать по руке. Сразу говорю в эфире: гадать не умею.

- Вот что значит актерское мастерство! Гадать не умеет, а в кино получилось очень убедительно. Наташа, а расскажите немножко подробнее о себе, поскольку в Питере вас знают хорошо, а для Москвы вы менее известны.

СУРКОВА:Я работая в Санкт-Петербургском молодежном театре. Главный режиссер Семен Яковлевич Спивак. Работаю там уже 17 лет с этим режиссером. Очень довольна, очень его люблю. Тоже считаю, что в театре он один из лучших режиссеров. Так вот мне повезло,

- А что вы там играете?

СУРКОВА:Я играю в спектакле "Касатка" заглавную роль, я играю в спектакле "Маркиза де Сад" по пьесе Миссимы. И играю в спектакле "Танго" Мрожека. Вы знаете, где год-полтора назад к нам приезжал Мрожек и посмотрел наш спектакль. Я почему-то все могла представить, что в жизни будет очень много интересного, что я смогу слетать в космос, всякие невероятные фантазии. Но то, что я увижу когда-нибудь Мрожека, и он будет на меня смотреть в своей пьесе, вот этого мне никогда в голову не приходило. На меня это произвело такое сильное впечатление. Он вообще немногословен, но здесь он сказал, что он впервые увидел спектакль "Танго" примерно так, как он его задумал. Это произвело на меня неизгладимое впечатление. Для меня это большое событие, потому что Мрожек для меня является одним из знаковых людей нашей эпохи.

- Я думаю, что неизгладимое впечатление останется от Натальи Сурковой и у зрителей фильма "Свои".

СУРКОВА:Мы будем надеяться.

- Наташа, расскажите подробнее об этом фильме, что там за история и о вашей роли.

СУРКОВА: История такова. Война. 1941 год. Наступление немцев, когда они практически застали страну врасплох. Фильм снят немного с современной точки зрения на это все.

- У нас есть мощная традиция фильмов о войне. Но эта традиция временами превращается в штампы о войне.

СУРКОВА:В штампы и в агитацию. У нас часто это было. Дело в том, что перед началом съемок я месяц жила в деревне.

- Аня Михалкова рассказывала.

СУРКОВА:Да, она тоже жила в деревне, ноя еще месяц до этого жила в другой деревне у тех людей, которые сами пережили войну, которые сами все видели. Они мне очень много рассказывали. Меня это тоже так поразило, потому что я привыкла к войне с определенной точки зрения. Мне в школе преподавали, мне говорили, а оказывается, не так все просто. Когда мне бабушка Валя рассказывала, что ей было 8 лет, и пришли их дом жечь. Сам факт - мать с двумя детьми, отец - на войне удит в первые дни, и пришли жечь дом. Баба Валя говорит: "Ты знаешь, дочь, хороший фашист попался, пришел дом жечь, ой, такой душевный пришел. Видит, что мамка с двумя детьми и говорит, выноси чего надо. Вещи, говорит, мы покидали в окно. Пожалел. Потом говорит, ну все , хватит, пора жечь избу". Вот это поразительно. А потом она мне рассказывала о полицаях, которые были в их деревне, которые, естественно, после войны все были сосланы в лагеря. Она говорит, хорошие полицаи были, мы сами их просили, чтобы они шли. То есть не какие-то подонки, которые могли сделать что-то такое, о просили своих же, чтобы они шли на службу к немцам, чтобы просто уберечь всех остальных, чтобы не грабили, не жгли, понимаете? А потом человек шел, потому что люди просили, а потом он за это страдал. В этом фильме все-таки немножко сакцентировано все таким образом - на что может пойти человек, чтобы спасти своего сына, или на что он не может пойти. Какие-то такие человеческие позиции, они определены в этом фильме. И мне это очень нравится.

- Я так понимаю, что собственно войны, военных действий в фильме нет.

СУРКОВА:Как таковых нет. Там есть вначале наступление, есть эпизод, как трое солдат попадают в плен, как они бегут - это есть. Но не в таких масштабах, в каких мы привыкли. То есть война - так это танки по полям. В основном фильм о жизни людей в деревне. Немцы-то пришли, а люди остались жить.

- То есть жизнь не закончена?

СУРКОВА:Да, жили-то они еще понятиями довоенными - коровы, козы, им нужно было идти сено косить и т.д. Вот об этом куске жизни мы и рассказываем.

- Как вам кажется, почему все-таки молодой, современный режиссер сейчас берется за ту войну?

СУРКОВА:Вы знаете, когда мне дали почитать сценарий, я, конечно, в очередной раз зауважала режиссера за такую смелость. Я видела Димины фильмы, и они мне очень нравились. Они разные, и здесь я хотела задать ему этот вопрос, но со временем передумала. Почему он взял этот сценарий? Поскольку он жил очень много времени у бабушки в Псковской области, наверное, тоже он напитан всякими разговорами. Может быть, ему и хотелось как-то с этой точки зрения посмотреть на эти события. Тем более в Псковской области немцы сидели до последнего дня. То есть все четыре года ужасающих они там были. Говорят, когда они уходили, небольшой городок Новоржев был полностью разрушен. Там остались два здания - тюрьма и больница.

- Говорят, что и сама Псковская область не сильно изменилась со времен войны.

СУРКОВА:Не сильно. Когда меня возили по области, это потрясающей красоты земля. То есть она беспредельная, бескрайняя, огромная . А посреди леса сады, и ничего. Тут были дома, хуторная система. То есть настолько деревня вымирает, что разрушается все, и остаются только сады.

Hosted by uCoz