Я АРТИСТКА ПОНЯТЛИВАЯ  

Солдат, Чекист и Политрук бегут из немецкого плена и попадают в деревню, где живет Старик, отец Солдата. "Свои" Дмитрия Месхиева — фильм, где главные роли отданы мужчинам.
Но две женщины в "Своих" все-таки есть и сыграны они так хорошо, что забыть их просто невозможно. Одна из исполнительниц — актриса Наталья Суркова, с которой беседует постоянный автор журнала Ольга Галицкая.
- Наташа, как вы ощущали себя в таком "мужском" фильме?
- Действительно, две женские роли в "Своих" по сценарию не так велики, но они выросли в полноценную работу, о которой можно серьезно говорить, к моей большой радости. А всю съемочную группу "Своих" я просто обожаю.
- С Дмитрием Месхиевым вы уже работали, правда, это было на телевидении.
- Да, в сериале "Линия судьбы" я сыграла роль гадалки Жанны. Часто вспоминаю эту работу, поскольку Дмитрий Месхиев режиссер совершенно удивительный, сегодня в нашем кино он один из лучших. И группа, которой руководит Месхиев, настолько располагает к работе, что чувствуешь себя на площадке как дома, ничто тебя не напрягает. Уж сколько времени прошло после телесериала, а за мной, до сих пор такое случается, бегают подростки, особенно в Питере, и просят погадать по руке. Но я совершенно официально заявляю — гадать не умею!
- Вот что значит актерское мастерство — в жизни гадать не умеете, а в кино получилось очень убедительно. Но прежде всего вы ведь актриса театральная?
- Семнадцать лет уже работаю в Санкт-Петербургском молодежном театре. Наш главный режиссер Семен Яковлевич Спивак — один из лучших театральных режиссеров России. Вот так мне повезло: в кино один из лучших и в театре тоже.
- А что вы там играете?
- Играю в спектакле "Касатка" главную роль, в спектакле "Маркиз де Сад" Мисимы и еще в спектакле "Танго" по пьесе Мрожека. Около года назад он приезжал к нам, смотрел наш спектакль. Я могла представить все что угодно, хоть полет в космос, всякие невероятные фантазии казались мне всегда осуществимыми, но то, что я увижу когда-нибудь Славомира Мрожека и что он будет на меня смотреть в спектакле по своей пьесе, — такое и в голову не могло прийти. Драматург вообще-то немногословен, а мне вот сказал, что впервые видит свое "Танго" так, как задумал. Для меня его приезд, его слова стали большим событием. Этот писатель — один из знаковых людей нашей эпохи.
- Наташа, давайте поговорим о вашей героине в "Своих". Там вы такая дородная, "в теле", настоящая деревенская женщина, а сейчас передо мной стройная городская девушка — полное впечатление, что на экране совсем другой человек.
- Для роли я поправилась на 24 килограмма, сейчас уже почти от них избавилась.
- А почему понадобились такие ужасные для женщины метаморфозы?
- И правда, все оказалось страшнее, чем я думала. Набрала-то килограммы легко, а сбрасывать лишнее безумно трудно. Но режиссер объяснил, что ему нужна большая, красивая деревенская баба.
В деревне ведь как: если худая, значит больная. Крупная — значит здоровая, справная. Когда я приехала в деревню, то сама воочию в этом убедилась — при такой работе тяжелой, которая сваливается на деревенскую женщину, мало есть и быть худой совершенно невозможно. Это не жир у дородных деревенских женщин, а мышцы, чтобы были силы выживать в этой трудной жизни. Такой физический труд, как в деревне, нам и не снился. Конечно, когда передо мной поставили задачу набрать вес, причем быстро, скажу честно, я немного испугалась. Но Дима твердо сказал, что ему нужен не лубок деревенский, а самая что ни на есть сермяжная правда, не- приукрашенная. А я артистка понятливая.
- У нас есть мощная традиция фильмов о войне, но и не менее прочные штампы…
- Конечно, мы привыкли видеть на экране войну агитационно-пропагандистскую. А когда я перед началом съемок месяц пожила в деревне у тех людей, которые сами войну пережили, то наслушалась таких рассказов, которые меня не просто поразили, а совершенно перевернули многие понятия о том времени. У меня сложились совершенно новые представления о войне вместо тех, которые сформировали школа и старое кино.
В настоящей жизни все не так просто. Мне бабушка Валя, у которой я жила, рассказала, что когда ей было восемь лет, пришли немцы их дом жечь. Вы только представьте себе: мать с двумя детьми, отец погиб на войне в первые же дни, а тут приходит немец, чтобы уничтожить их жилье. И что она вспоминает? "Знаешь, дочка, хороший фашист попался, такой душевный. Видит, что мамка с двумя детками, и говорит: "Давай, выноси, что надо".
- Пожалел…
- Ну да, посочувствовал им как мог. В окно они покидали вещи, муку. А уж потом он избу спалил. Жизнь сложнее, неоднозначнее, чем мы думаем. Та же бабушка Валя рассказала о полицаях в их деревне, которые после войны были сосланы в лагеря, потому что на врага работали. Она опять говорит: "Хорошие полицаи были, мы сами их просили, чтобы те к немцам шли". То есть это были не какие-то подонки-предатели. Просили нормальных мужиков, чтобы шли на службу к немцам, — такие не грабили, не жгли, могли уберечь своих. И человек шел, потому что люди просили, свои, деревенские, а потом за это страдал. От своих же… Это есть и в фильме: на что может пойти человек, чтобы сына спасти, и чего никак не может совесть позволить. Вот такие сугубо человеческие позиции акцентированы у нас в фильме, и мне это очень нравится.
- Интересно, что собственно войны, военных действий в картине "Свои" практически нет.
- В начале картины есть сцена наступления, есть эпизод, повествующий о том, каким образом эти трое солдат попадают в плен, как потом оттуда бегут — это все есть, но не в таких масштабах, в каких мы привыкли видеть в старом кино, когда танки ползут по полям, гремят грандиозные сражения… Наша история о жизни людей. Немцы-то пришли, а жизнь ведь не закончилась. Есть хозяйство, коровы, козы, нужно идти сено косить. Именно об этом куске обычной тогдашней жизни мы и рассказываем. У нас и во время съемок условия были самые взаправдашние. Ходили мы только босиком, выполняли всю домашнюю деревенскую работу. Сено заготавливали, за скотом ухаживали. Я даже хряпу секла — так называется корм для свиней. Богдан Ступка в одном эпизоде несколько дублей носил навоз.
- У вас компания подобралась хорошая — кроме Богдана Ступки, грандиозного артиста, еще и Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Федор Бондарчук, Анна Михалкова.
- Хабенского и Гармаша я уже знала по сериалу "Линия судьбы", где мы вместе работали. А вот когда мне сказали, что моей партнершей будет Аня Михалкова, несколько стушевалась… Но потом я увидела, как она работает! Поблажек она себе не давала никаких — у нее потрясающая роль получилась невероятно просто! Серьезнейшая работа.
- Наташа, как вы думаете, если все суммировать, что пережито вами всеми на съемках, посмотреть на фильм в целом, что можно сказать в итоге — о чем фильм "Свои", что в его "послании"
к зрителю?
- Для меня это в первую очередь фильм о людях, о человеческих чувствах и поступках.
Ведь можно хоть о путешествии на Марс рассказывать, если характеры убедительные, история интересная, контакт
с залом обязательно возникнет.
А война — такая тема, которая никуда не исчезла.
Человек в условиях войны —
это по-прежнему актуально.
К сожалению. И мы все очень старались, чтобы на экране все было предельно достоверно и абсолютно честно.

Hosted by uCoz