"Слезный карандаш мне не нужен"  

Наталью СУРКОВУ, актрису Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке, поклонники любят за роли графини де Сен-Фон в спектакле "Маркиз де Сад", Маши в "Касатке", а страна знает ее по картинам Дмитрия Месхиева - сериалу "Линии судьбы" (гадалка Жанна), фильму "Свои" (Анна), получившему множество премий. Недавно по "Первому каналу" прошел многосерийный телевизионный фильм Алексея Карелина "Фаворит", в котором Наталья Суркова сыграла императрицу Екатерину II.
- Наташа, какие чувства испытали, получив такую роль?
- Однажды раздался телефонный звонок. Меня начали расспрашивать, сколько мне лет, выяснять еще какие-то факты биографии. Я удивилась: "Зачем вам?" - "Будем снимать фильм про Екатерину, хотим вас пригласить". После этого месяц - тишина. Думала, что кто-то пошутил, разыграл меня. Оказалось, правда. Режиссер Алексей Карелин посмотрел фильм "Свои" и сказал, что хочет снимать "эту артистку". Были пробы. Меня утвердили. И тут я немного испугалась, все-таки материал серьезный. Но взяла себя в руки, поняла, что глупо отказываться от такого предложения. Я человек достаточно смелый. "В омут с головой" - это как раз про меня.
- Играть императрицу вам-то, наверное, было легко. Все-таки уже хороший опыт в театре, не первая "костюмная" роль.
- У Екатерины была сложная, интересная и не совсем счастливая жизнь. Но все сыграть невозможно, даже в большом сериале. Теперь смотрю фильм и замечаю: вот там я сделала бы по-другому, здесь не учла что-то. Но это мои обычные придирки к себе. Я слишком многого всегда от себя хочу, чрезмерно требовательна, может быть.
Физически было тяжело. День был насыщенным, по 4 - 5 сцен снимали, с переодеванием, перегримированием, переездами. А как сложно носить костюмы! Однажды на съемке я чуть не упала в обморок. Жара, душно, а я затянута в корсет. Меня давай скорее расшнуровывать... Носить корсет - дело, я вам скажу, убийственное, к этому надо привыкать с детства, что и делали дамы в прежние времена.
- Вас окружали партнеры из родного театра - Валерий Кухарешин, Сергей Барковский, Анна Геллер...
- Когда вижу на площадке актеров Молодежного театра, мне становится так хорошо, легко! Я знаю их много лет, работаю на сцене, общаюсь в жизни, уверена в них, к ним не надо привыкать как к незнакомым людям.
- Как складывались отношения с Игорем Ботвиным? (В фильме он сыграл фаворита Екатерины Григория Потемкина).
- Мы впервые встретились в работе. Притерлись, привыкли друг к другу. Одно смущало - любовные сцены, когда вас кладут в постель в первые же съемочные дни. К сожалению, в кино это обычное дело. Легче было бы сыграть любовь попозже.
- Вам говорили, что вы похожи на Екатерину?
- Один актер обо мне сказал, что милиции будет сложно меня искать. Природа наградила меня таким лицом, что при желании с помощью грима его можно сильно изменить. На картине мне говорили, что задачи достичь стопроцентного портретного сходства с императрицей не было. Но многие отметили: "Ты как с гравюры!" Я принимаю это как комплимент.
- Кажется, вы там совсем без грима.
- Это великолепная работа гримеров. Мы придерживались грима той эпохи: прически, парики, выбеленное лицо, пудра, подобие помады - губки сердечком. Когда я смотрю фильм про войну, где актриса находится в окопе, а у нее огромные, накрашенные французской тушью ресницы, перламутровые тени, губы ярко-красные, у меня уже нет доверия к этой картине, хотя она, может быть, и хорошо снята. Должно существовать погружение в материал, в эпоху. Я категорически против осовременивания истории, любой - военной, дореволюционной. Вспоминаю, как одной артистке из массовки надели парик, а она воскликнула: "Я такую прическу не ношу!" На что гримеры резонно заметили: "А в платье таком вы давно по магазинам ходили?"
- К крайним мерам на сей раз вам не пришлось прибегать? Имею в виду фильм "Свои", когда вы поправились почти на 30 килограммов.
- Не пришлось. Разве что акцент потребовался, но это несложно. Не знаю, насколько он у меня получился. Екатерина в фильме показана с 26-летнего возраста, с рождения Павла, и до смерти Потемкина. Достичь таких форм, которые были у нее в конце жизни, невозможно. И не хотелось бы. Утром я играла молодую героиню, вечером - старую.
Сейчас думаю, что это были, конечно, царские съемки! Во-первых, всегда в центре моя Екатерина. Практически над одной героиней работала вся группа. Во-вторых, проехать по знаменитым дворцам Петербурга и пригородов и чувствовать себя там как дома, хозяйкой, - это тоже многое дает. Иногда мы снимали ночами, и я в перерыве спрашивала музейных смотрителей: "Можно, я похожу по залам?" - и они отвечали: "Вам, хозяйке, можно!" Зажигали свет, водили меня по дворцу, рассказывали. Я была поражена! Потом долго скучала по этим съемкам. И так рада, что скоро начинается новый сериал с той же группой. Из суеверия промолчу о том, что это будет.
- Для съемок в "Своих" вы отправились "на практику" в деревню, учились корову доить, баню топить, траву косить, то есть входили в роль деревенской женщины...
- В этот раз обошлось без практики. Хотя я не возражала бы, если бы меня отправили в Виндзорский дворец, с удовольствием пожила бы в королевской семье.
- После "Своих" у вас долго не было работы в кино?
- В нескольких картинах снялась. В "Убойной силе", "Столыпине", в сериале Виктора Бутурлина про войну, в "Красном жемчуге любви" Андреса Пуустусмаа, у Дмитрия Месхиева в фильме "Семь кабинок". Сыграла маленькую роль судьи в картине Михалкова "12 разгневанных мужчин". Мне было приятно, что Никита Сергеевич позвал меня, я с огромным удовольствием очутилась в его волшебном пространстве - с партнерами-звездами российского кино. Еще был небольшой эпизод в "Мастере и Маргарите". Я сыграла его и столько комплиментов услышала, что решила: люди просто преувеличивают мои достижения в этом фильме. Было интересно опять встретиться с Владимиром Бортко. Я давно с ним не работала, с первых еще серий "Улиц разбитых фонарей". А в "Мастере и Маргарите" сыграла рыдающую секретаршу Анну Ричардовну. Шесть часов, не переставая, плакала на площадке!
- Сами плакали?
- Конечно, сама. Однажды на картине "Столыпин" возникла ситуация, когда нужно было срочно вышибить слезу. Гримеры принесли слезный карандаш. Никогда в жизни его не использовала, а тут решила попробовать. Когда мне им в глаз ткнули, я прокляла все на свете! Не могла глаза открыть, какие там слезы, соображать перестала. Нет, эти трюки не для меня. У меня есть о чем поплакать, есть что вспомнить в жизни.
- А отказываться от ролей доводилось?
- Недавно мне предложили подряд два сериала, то, что называется "стрелялками", за очень приличные деньги. Я отказалась, потому что не увидела для себя никаких перспектив. Типичные, проходящие роли, банально написанные сценарии. Многие актрисы мечтают сыграть Гертруду, леди Макбет. И я не отказалась бы. Но всегда пребываю в убеждении, что если это моя роль - она у меня будет, я сыграю ее.

Hosted by uCoz