: <Моя роль меня дождется>  

Наталья Суркова - одна из самых активно снимающихся в большом российском кино петербургских актрис. Дмитрий Месхиев занял ее во всех своих последних фильмах - <Семь кабинок>, <Свои>, <Линии судьбы>. В двух новых кинопроектах Никиты Михалкова: <12 разгневанных мужчин> и <Утомленные солнцем-2> нам также предстоит встреча с этой актрисой. Не так давно телезрители увидели Наталью Суркову в образе Екатерины II в фильме <Фаворит>. А любители театра ценят ее роли в спектаклях <Касатка> и <Маркиза де Сад> в Молодежном театре на Фонтанке.
- Наталья, вы родились в Горьком и там же окончили театральное училище. Как в вашу жизнь вошел Петербург? И как вы вошли в его жизнь? Например, как попали в Молодежный театр на Фонтанке?
- В 18 лет, после окончания училища, я приехала в Санкт-Петербург поступать на курс к Игорю Петровичу Владимирову. И не поступила. Но осталась в Петербурге, жила у подруги и не знала, что делать дальше. Мой знакомый, замечательный артист Яков Степанов, познакомил меня с Семеном Спиваком, которого тогда только назначили руководить театром в Ленконцерте. Сразу после показа он взял меня в свой театр. И три года мы вместе работали, а уже потом перешли в Молодежный. Кстати, наш знаменитый спектакль <Танго> был поставлен еще в Ленконцерте.
- Получается, что роль в <Танго>, которая принесла вам такой успех, режиссер поручил вчерашней студентке. Вряд ли она далась вам легко?
-Ох как нелегко! По прошествии лет я поражаюсь Семену Яковлевичу, его терпению, вере. Одному Богу известно, почему он не снял меня тогда с роли. Когда мы начали репетировать, у меня не получалось ничего. Одну из сиен с моим партнером, артистом Анатолием Петровым, мы репетировали два месяца. Ни один режиссер столько репетировать не станет. А Семен Яковлевич репетировал, пока меня не прорвало. Я не понимала, что происходит, видела только широко открытые глаза Петрова и слышала голос Спи-вака: <Мы сделали из Сурковой звезду!> И в итоге получился такой спектакль, который мы играли 15 лет.
- Хотелось бы когда-нибудь сыграть его еще?
- Если это на один вечер, то я согласна. Я этот спектакль и сейчас могу сыграть. Хотя лучше пусть спектакль останется легендой, чем будут говорить: да, когда-то был шедевр, а сейчас это невозможно смотреть! Все, к сожалению, когда-нибудь кончается. Джульетты вырастают и становятся леди Макбет.
- Другая ваша очень любимая зрителями роль - Касатка. Это правда, что в начале вы не хотели ее играть?
- Я была в шоке, не могла поверить, что мы это будем ставить. Пьеса казалась мне примитивной и незатейливой. Я семь раз ходила отказываться от роли. Но, у Спива-ка особое видение искусства, пьесы, спектакля, и в итоге получился один из лучших в нашем театре спектаклей. Недавно он спросил меня: <Могла представить, что у нас получится такой спектакль?> Я честно сказала: <Нет!>.
- А доводилось отказываться от роли и потом уже не возвращаться к ней?
- Доводилось, но не у Спивака.
- А вас когда-нибудь с роли снимали?
- Да, Семен Яковлевич меня снял с роли Катерины в <Грозе>. Но я считаю: все что ни делается - к лучшему. Моя роль меня дождется. А не моя роль моей не будет. Есть актрисы, которые хотят любой ценой урвать роль. А я считаю, что пока ты изо всех сил рвешь чужое, ты можешь пропустить свое.
- Как вы думаете, почему спектакли в вашем театре идут по многу лет и при этом остаются живыми?
- Я это объясняю режиссурой Спивака, больше ничем не могу это объяснить. Театр - это волшебство, и никогда не понятно, почему один спектакль получается, а другой нет. Просчитать спектакль невозможно. Не очень люблю проверять алгеброй гармонию.
- А какой спектакль в вашем театре вы любите как зритель?
- <Три сестры>. А вообще, мне нравятся многие спектакли нашего театра своей неправильностью и тем, что они живые и будят хорошие чувства. Есть один спектакль, который еще не видела: <Король и принц> Саши Строева. Но обязательно при первой же возможности посмотрю.
- Вам поступают предложения принять участие в антрепризных спектаклях, и как вы к ним относитесь?
- Поступают, и немало, но я отказываюсь. Пока я не чувствую в себе сил для антрепризы. Может быть, они появятся когда-нибудь. В последнее время у меня не получается много времени проводить дома, но если такая возможность выпадает, то стараюсь максимально посвятить себя семье. Муж сам работает в театре и понимает, что это такое, а ребенок всегда нуждается в матери. Моей дочери Аглае сейчас 14 лет, это очень сложный возраст.
- Какое необычное имя.
- Аглая? Просто забытое. Но очень красивое. Переводится как блестящая, сверкающая. Когда дочь родилась, единственное женское имя, которое мне нравилось, - Аглая. Так и назвала.
- В последние годы вы стали одной из самых востребованных в кино актрис. Сейчас где-то снимаетесь?
- Везде уже отснялась, отовсюду вернулась, хочу недели две отдохнуть.
Последние работы - это в <Братьях Карамазовых> у Юрия Мороза, роль мамы мальчика Илюши Снегирева, больной душевно. Мне самой интересно посмотреть, что из этого получилось.
У Михалкова в <Утомленных солнием-2>. Там огромный объем работы, еще полгода съемки продлятся. Боюсь говорить про эту роль, потому что мне она очень дорога. Аля меня было огромным событием сниматься у одного из лучших мировых режиссеров. Я благодарна судьбе за этот месяц работы с ним. Никита Сергеевич -уникальнейший человек: умный, мудрый, добрый и заботливый. Я ни разу не почувствовала себя этакой сиротой перед мэтром. Он относился ко мне как к художнику. Как интересно мы разговаривали с ним о жизни и об искусстве!
- А вы знаете, в какой роли, в каком фильме заметил вас Михалков?
- Конечно! В спектакле <Танго>, когда мне было лет 20. Он говорил мне о том, что прекрасно помнит этот спектакль. Видел меня также в <Своих> Дмитрия Месхиева и пригласил на маленькую, но единственную женскую роль в фильм <12 разгневанных мужчин>, который скоро должен выйти. А потом уже были <Утомленные солнием-2>.
- Кажется, что-то забавное получилось, когда Никита Михалков пробовал связаться с вами?
- Когда Никита Сергеевич сказал своей дочери Ане (мы вместе с ней работали в <Своих>): <Давай позвоним Наташе Сурковой, я хочу с ней работать>, она набрала мой номер и сказала следующее: <Слушай, Наташ, тут папа тобой интересовался, но я сказала, что ты страшно занята>.
Я буквально потеряла дар речи. Но она тут же передала трубку Никите Сергеевичу.
-Для роли в <Своих> вам пришлось изрядно поправиться. Не страшно, будучи такой красивой женщиной, было идти на этот риск? Ведь килограммы можно было и не сбросить.
- Родить ребенка - тоже риск, а вдруг не похудеешь? Оно того стоит? По-моему стоит. Что касается красоты... Вот замечательная актриса Наталья Гундарева, она красивая или некрасивая? Для меня она - красавица! Она настоящая, она живая, на нее смотришь в некоторых ролях и слезы ручьем.
Мне не нравится тенденция к американизации нас. Я не принадлежу к гламурной части нашей богемы. Меня мутит от такой гламурности, когда морщина на лице приравнивается к гибели Помпеи. Когда люди от пластических операций становятся даже не восковыми, а синтетическими. Причем у них и мозги синтетические, и душа. Страдание по Голливуду для меня странно, я его не понимаю: мертвые страсти, мертвые люди, из фильма в фильм одинаковые. Но я смотрю французское кино, и для меня это - воздух, душа.
Поражаюсь гениальным французским актрисам, стройным, прекрасным, которые не боятся быть некрасивыми и смешными.
- Трудно было вернуться в свою обычную форму?
- Просто. Не ела, занималась в зале. И сейчас все костюмы на мне сходятся.
- Ваши волосы иногда кардинально меняют цвет. Тоже не по доброй воле это делаете?
- Не по доброй. Только для кино. Я вообще не красилась до съемок в <Семи кабинках> Месхиева. Там я должна была быть этакой вытравленной блондинкой. Но, как только сказали: <камера стоп>, я побежала закрашивать этот ужас.
- То есть в душе вы блондинкой себя не почувствовали?
- Нет, я точно - не блондинка. Я темно-русая по природе, и просто вздрагивала, глядя на себя с белыми волосами. Надо уметь понимать, что тебе идет и кем ты себя ощущаешь. Только тогда получается собственный стиль. Чувствуешь себя блондинкой, перекрасься в блондинку. Чувствуешь худой - похудей. Все в наших руках.
- Расскажите, как работали над ролью Екатерины II в <Фаворите>?
- В начале было огромное удивление от предложения и последовавшего утверждения: <Мамочки, ничего себе материальчик!>. Сразу же бросилась читать ее мемуары, воспоминания современников. Пыталась составить свое мнение. Но это бездонный образ, и далеко не в полной мере мне удалось его воплотить. Однако прониклась настолько, что, когда слышала что-то негативное о Екатерине, знаете, все эти исторические сплетни воспринимала как личное оскорбление. Я считаю, что это - великая женщина, обладавшая незаурядным умом, мудростью. Править столько лет великой страной, победить в войне с Турцией, создать флот, построить Севастополь, я думаю, нужно быть особой личностью, чтобы успеть столько сделать. Как она укрепила государство, как заставила воспринимать его!
- Наверное, многие вам говорили, что вы очень похожи с ней внешне?
- Да, многие говорили, что в гриме я очень похожа на нее. Музейные смотрители в Петрод-ворце на просьбу что-то посмотреть ответили: <Вам, как хозяйке, можно>.
- Вы - уверенный в себе человек?
-Я стараюсь быть уверенной, много работала над собой и считаю, что характер у меня есть. Как и у всех, бывают сомнения в себе, но считаю, что не надо показывать их другим. Со своими сомнениями и проблемами надо справляться самому и не обременять этим окружающих.
- Что вы цените в людях?
-Порядочность, широту души, доброту. Нужно вести себя по отношению к людям порядочно. Это очень важно.
- Как вам кажется, у вас сейчас удачный период в жизни?
- Не знаю. Жизнь - это путь, по которому я иду и надеюсь, что он продлится, как можно дольше. У каждого своя жизнь, что дано, то и нужно прожить.
Беседовала Наталия Кляйн
Фото Владимира Постнова,
Валерия Ибрагимова,
Дмитрия Песочинского
Из журнала "Бизнес сегодня" (июнь 2007г.)

Hosted by uCoz