Снова о Натальи

СУРКОВА
Наталья Станиславовна
Родилась 14.03.1967, Горький (Нижний Новгород)
Заслуженная артистка России (2002)
Лауреат премии «Золотой Овен» в номинации «Лучшая роль второго плана» («Свои») (2004)
Обладатель специального приза гильдии актеров американского кино за роль в фильме «Свои» (2004)
Сладкая жизнь в Горьком
Наталья Суркова родилась в Горьком (Нижний Новгород) 14 марта 1967. В это трудно поверить, но по собственному признанию актрисы, в детстве она была настоящим «тепличным растением», росла под лучами материнской любви, не зная горя и печали: «У мамы – такая работа, что она часто ездила в командировки в Москву, в Ленинград, все привозила. И я считалась благополучной, по тем меркам, девочкой. Хотя сейчас это звучит, конечно, смешно. Я могла ходить в красивом пальто. У меня был модный чешский значок «вишенка». Тогда это было!.. Не знаю, с чем и сравнить. Ну, как шестисотый «Мерседес» сегодня. А у меня таких значков штук шесть было: «смородинка», «малинка»...». В городе, где колбаса и масло считались дефицитом, внешнее благополучие вызывало отторжение, а яркая красота привлекала повышенное внимание окружающих, зачастую негативное, поэтому Наташа нередко сталкивалась с предательством и завистью.
Потребность в общении искала выхода и сублимировалась в создании небольших дачных представлений, которые сейчас можно было бы назвать перформансами, – все началось с цирковых номеров, когда соседские мальчишки и девчонки под чутким руководством пятилетней Наташи изображали слонов и тигров, потом номера становились все продуманнее и постепенно превратились в небольшие спектакли, в которых Наталья была и режиссером, и актрисой, и продюсером: «Все соседи по даче приходили смотреть наши выступления, причем покупали билеты по две копейки. И все у меня работало!». Естественно, театрально-просветительская деятельность продолжилась и в школе, и после получения диплома об окончании 9 классов девушка без колебаний подала документы в Горьковское театральное училище и поступила на курс В.С.Соколоверова и Р.Я.Левите.
После поступления у Натальи началась совсем другая жизнь: хотя она и мечтала о судьбе актрисы, но, как и многие молодые девушки, оказалась неготовой к изнурительному актерскому труду и учебе, которая продолжается 24 часа в сутки: «У меня были совершенно другие интересы. На уме была не учеба. И вместе с тем театральное училище было фильтром, через который человек пропускается, а все ненужное остается на сетке фильтра. В училище я осознавала, что репетиции – это не то что наказание, но необходимость: надо собраться, пойти поработать». Возможно, поэтому Наталью Суркову в родном училище считали актрисой малоперспективной, и по распределению после училища ей выпало ехать в славный город Чебоксары возрождать местное театральное дело.
Путешествие из Чебоксар в Петербург
Промаявшись в Чебоксарах месяца три, Суркова решила воспользоваться приглашением И. Владимирова, который был членом госкомиссии на дипломном спектакле и приметил «неталантливую» актрису. Метр пригласил девушку продолжить театральное образование в Петербурге – обещал взять к себе на курс вне конкурса. Однако все произошло совсем не так, как планировала Наталья, и дорога в Петербург, как оказалось, проходит через Москву – на курс Владимирова она не попала и, подобно сотням юношей и девушек, отправилась штурмовать театральные училища столицы. В Москве вполне оценили «бездарность» выпускницы Горьковского театрального: Суркова прошла до последнего тура во всех ВУЗах, но в финале все-таки сошла с дистанции. По объективным причинам: «Это было очень смешно, потому что у меня в это время начал резаться зуб мудрости. И я приходила с перекошенным лицом и говорила приемной комиссии: «Вы не обращайте внимания, я говорю нормально, просто у меня зуб мудрости режется». Они меня с ужасными дефектами речи сначала пропускали, а потом думали: «А кто ее знает, как она на самом деле разговаривает?» И никуда меня не взяли».
Разочарованная и отчаявшаяся, Суркова вернулась в Петербург, где у нее не было ничего – ни квартиры, ни работы, ни семьи. Наталья стала искать работу в театре, но ничего не складывалось, пока знакомый (актер ТЮЗа Я. Степанов) не посоветовал ей «показаться» молодому режиссеру С. Спиваку, который как раз начинал работу в Молодом театре при Ленконцерте и собирал труппу. Так в 1986 году и родился творческий союз, который со временем превратился в одну из легенд театрального Питера.
«Свой» театр
Почти двадцатилетнее сотрудничество с Семеном Яковлевичем Спиваком Суркова считает Божьим подарком – тем более, что начало его было далеко не оптимистичным: «Бог наградил меня режиссером, который почему-то в меня верил. Что он во мне увидел, до сих пор не понимаю. Когда мы репетировали мой первый спектакль «Танго», партнеры при мне говорили ему: «Чего ты с ней мыкаешься? Сними ее с роли! Она, как дура, два месяца возится, ничего у нее не получается». А через три месяца, когда уже не хотелось жить, меня пробило».
Сработал «эффект Пигмалиона»: постепенно неуверенная дебютантка превратилась в яркую, неординарную актрису, способную играть самые разноплановые роли. Аля («Танго»), Люсиль («Мещанин во дворянстве»), Панночка «(Панночка», реж. Ю. Дворкин), графиня де Сен-Фон («Маркиза де Сад»), «Касатка» («Касатка») – не слишком-то богатый репертуар для актрисы, которой по плечу практически любая классическая роль… Впрочем, Наталья Станиславовна своей жизнью в театре довольна, ведь каждое ее появление на сцене – настоящий праздник как для нее, так и для зрителей: «Вы знаете, для меня важно не количество, важно качество. Можно не вылезать из театра, играть по 30 спектаклей в месяц, но тебя никто не будет знать и твои роли ничего не будут для людей значить. А я играю три таких самых звездных спектакля! Для меня эти роли, настолько разные, очень важны. Редкая актриса может мечтать о таком разноплановом разбросе самой себя (разбросе в хорошем смысле слова), начиная от девочки Али в спектакле по пьесе Мрожека «Танго», который Спивак поставил еще в Молодом театре при Ленконцерте и который мы играем уже 18-й год, и заканчивая графиней де Сен-Фон в «Маркизе де Сад». И где-то между ними, посередине, роль Маши в «Касатке» по пьесе Алексея Толстого. Я не умаляю достоинств других наших спектаклей, отнюдь, но на эти зрители любят ходить по многу раз! Это как мхатовская «Чайка» (особенно «Танго»). Это, считают многие, спектакли «не для всех». Интеллектуальные. Я была сейчас в Москве. Первое, о чем меня там спросили: «Когда у тебя «Маркиза»?».
Наверное, поэтому Суркова нисколько не обижается, когда ее называют «актрисой Спивака»: «Да, я актриса Спивака. В Петербурге ко мне так и относятся. После того, как я два-три раза под благовидным предлогом отказалась от других спектаклей, театров, меня ведь больше и не приглашают. Может быть, это и хорошо. Я уверена: если роль твоя, она и будет твоей, дождется тебя. Если же не твоя, то не надо ее ни у кого рвать. Потом тебе за это не очень хорошо воздастся. И еще: быть избалованной Спиваком – значит иметь очень высокую планку. По отношению к себе, к режиссеру, к искусству. Если ты эту высоту взял, то чего тебе уже бугорки-то перепрыгивать? И, конечно, хочешь не хочешь, но когда работаешь с другими людьми, меряешь их по уровню Спивака. И очень серьезно относишься к себе. Я знаю, что если у меня роль не получится, я что-то не сыграю, завалю спектакль, то получу, что называется, по первое число. Не потому, что я такая капризная, а потому, что очень требовательная. И в первую очередь, требовательная к себе. И к людям, которые рядом со мной, отношусь так же».
Свои
Люди, которые рядом, - это муж, актер питерского ТЮЗа Алексей Титков и 12-летняя дочка Глаша. Это – «свои», они разделят сомнения, порадуются успехам и утешат в неудачах. Они требуют внимания и времени, которое успешной актрисе не всегда легко найти. Но только не Наталье Сурковой. Свой выбор в пользу семьи она сделала давно и никогда о нем не жалела: «У меня чудная дочка. Иногда смотрю на нее и удивляюсь: как я могла родить такого разумного ребенка? Когда ей было 5 месяцев, моя подруга звала ее «тетя Глаша»… Главное в воспитании детей – не навредить, ведь иногда мы можем забить таланты. Глаша у меня упряменькая, но это прекрасно – у девочки должен быть характер».
Околотеатральные и кинематографические тусовки, шумные многолюдные вечеринки – это все в прошлом, теперь чудом найденное время Наталья старается проводить с семьей и друзьями. А когда не получается найти время, Наталья находит возможность. Так, перед съемами «Своих» Д. Месхиев отправил Суркову в деревню, чтобы она на практике изучила быт сельской жительницы – с непременной дойкой коров, уборкой сена, заготовкой травы для скота и прочими буколическими прелестями. В деревню Шастово, затерянную в Ростовской области, актриса отправилась вместе с дочерью: «Жили там три недели. Я всему научилась: и баню топить, и за поросями ходить, и хряпу для свиней сечь... Разговаривать по-деревенски училась. Дима (реж. Д. Месхиев) на похвалы не очень распространяется, но когда увидел меня, сказал: «Молодец, Суркова!»».
«Свое» кино
«Молодец, Суркова!» - вслед за Месхиевым повторили тысячи человек во всем мире, когда посмотрели фильм, удостоенный всех возможных наград – как будто российское кино брало реванш за годы простоя и молчания. Два «Серебряных Георгия» (за лучшую режиссерскую работу и за лучшее исполнение мужской роли) на МКФ XXVI, приз Жюри Российской кинокритики за лучший фильм, 4 приза XI Минского международного фестиваля «Листопад», приз «Диалог» на фестивале Восточно-европейского кино в Коттбусе, приз за лучшую мужскую роль (Б.Ступка) на Международном кинофестивале в Марракеше (Марокко), 4 «Золотых Овна» (за лучший фильм, лучший сценарий, лучшую мужскую роль и лучшую женскую роль второго плана), 3 «Золотых Орла» (за лучший сценарий, лучшую операторскую работу, лучшую мужскую роль), 5 национальных кинопремий «Ника» (за лучший фильм, лучшую сценарную работу, лучшую операторскую работу, лучшую мужскую роль и лучшую работу звукорежиссера), приз за лучшую режиссуру на фестивале «Виват, кино России!» и еще, и еще, и еще… Нужно было промолчать, чтобы сказать – так.
Однако если для ученика М. Хуциева Месхиева эта работа стала определенным итогом (к этому времени он успел снять уже десяток фильмов), то для Натальи Сурковой фильм «Свои» стал настоящим прорывом в большое кино, уникальным шансом, который нельзя было упускать.
Ее карьера в кино началась в 1998 году с работы в первой части «Ментов», которую снимал еще В. Бортко. Он постарался собрать в своем сериале лучших питерских артистов, «засветить» их перед публикой. Насколько ему это удалось, можно судить по невероятным рейтингам «Ментов», всяческим продолжениям и популярности «ментовской» темы в кино. Однако Суркова этой популярности не вкусила: ее роль директора бани, ради любви идущей на преступление, осталась практически незамеченной.
За «Ментами» последовали еще две работы в жанре сериального детектива: «Агентство НЛС» (реж. Д. Парменов, 2001) и «Агентство «Золотая пуля»» (реж. Е. Иванов, 2001). Первым полнометражным фильмом, в котором зрители увидели Наталью Суркову, стал «Гладиатрикс» (2000) – дебютный фильм Тимура Бекмамбетова, где уже наметилась необычная стилистика, вполне проявившаяся в нашумевших «Дозорах».
Популярность и зрительская любовь настигли Наталью совершенно неожиданно и даже против ее желания. Вот что вспоминает актриса о приглашении на пробы в 24-серийный фильм Месхиева «Линии судьбы»: «Мне позвонила ассистент по актерам Лариса Сергеева: «Наташа, вы не могли бы прийти на пробы?» Узнав, что снимать будет Месхиев, я отказалась: «Нет, спасибо, я не пойду!». Про него много чего говорили. (Вот и верь после этого сплетням!) Я была очень удивлена, что Лариса меня долго уговаривала. Давайте, говорит, купим лотерейный билет, чтобы выиграть. Обычно ведь как бывает: нет? Ну и до свидания! А еще она сразила меня тем, что сказала: «Я показала Месхиеву вашу серию «Менты». Что за ассистент по актерам, который показывает режиссеру кассету?! Ну, хорошо, думаю, пойду. Чтобы от меня, честно говоря, отстали».
После проб ситуация в корне изменилась: теперь Месхиев взял двухнедельную паузу на раздумья, а Суркова с нетерпением ждала его решения: «А во время проб мне стало так интересно с Месхиевым! Это тоже тот редкий, в кино, режиссер, который умеет работать с актерами. Вышла я в недоумении. Мне захотелось еще поиграть! И вдруг через две недели мне звонят и говорят, что я утверждена. Я была поражена».
Царившая на съемках творческая и очень дружелюбная атмосфера передалась и зрителям, которые запомнили и полюбили многочисленных героев сериала. Народной любимицей стала и «колдунья» Жанна – героиня Натальи Сурковой. После этой роли на актрису посыпались не только предложения сняться в кино, но и предложения совсем другого рода: «Приходишь к ребенку в школу, все бегут за тобой: «Вы не могли бы мне погадать?». Отнекиваюсь, смеюсь: «Вам это будет стоить очень дорого!». В Питере я не езжу в метро. Есть своя машина, какая-никакая. А в Москве однажды спустилась в метро и поняла, что больше этого делать не стоит. Глазели, расступались, вдобавок за мной бежал какой-то человек, дергал меня: «Это вы?!» (Нет, не я!). Чуть не оторвал рукав от дубленки».
Через четыре месяца после окончания съемок «Линий судьбы» Месхиев запустил новую картину - "Свои", на которую возлагал большие надежды, поэтому подготовка к съемкам шла самая тщательная. Особо тщательно подбирали актеров. Суркову, конечно, пригласили на пробы, но вероятность того, что ее утвердят на одну из двух женских ролей, была минимальна. В первый раз внешность сыграла с актрисой злую шутку: оказалось, она недостаточно дородна и слишком хороша, чтобы убедительно сыграть русскую бабу: «Я не такая уж и худая, но ему подавай толстую бабу. Отъелась за неделю. Пришла на студию, говорю девочкам: «Пожалуйста, оденьте меня так, чтобы я была потолще!» Мне очень хотелось с ним работать! Дима зашел в гримерку, увидел меня: «Так, Суркова, что ты пришла? Я тебя утверждаю без проб. Но если ты не потолстеешь килограммов на восемь, не обижайся, я тебя не возьму». И я начала отъедаться. Вела неподвижный образ жизни, много лежала, спала. В итоге потолстела... на 24 килограмма!»
Вот такую жертву принесла Наталья Суркова-красивая женщина Сурковой-актрисе, не задумываясь о возможном феноменальном успехе фильма, а просто заботясь о его достоверности: «Когда я смотрю кино, и вижу, как красивая актриса, с тонкой талией, несет коромысла, покачивая бедрами… Или свиней выпускать из загона… В этом есть что-то такое… кустарно неправдашнее. Нет, я не говорю, что нет статных женщин в деревне, есть, но когда в кино это выглядит как: пошла топ-модель доить корову… Да еще с накрашенными ресницами… Я такой фильм смотреть не буду, потому что это полная лажа, извините. Здесь же Дима объяснил, что он хочет, мне кажется, я его поняла. И мне самой это было интересно».
Старания актрисы были вознаграждены по достоинству: в 2004 она получила «Золотого

Hosted by uCoz